14 / 04 / 2016
Альтернативные запчасти. Реальность нашего времени
Мы начинаем цикл статей о взаимозаменяемости запасных частей в промышленных машинах. Заводы развиваются или закрываются, но выпущенная ими техника работает и пока в стране живут инженеры, то и найдутся альтернативные решения, которые позволят технике работать еще не одно десятилетие. Как найти правильную замену изношенным запчастям мы попробуем рассказать опираясь на личный опыт. Мы – это инженеры завода “Чебо”.
Взгляд инженера
Средний бульдозер состоит из более 6000 деталей и сборочных единиц, сумма которых дает нам рабочую машину для перемещения грунта. 80% деталей составляющих сборочную единицу не уникальна и имеет подходящие альтернативы в машиностроительном мире, среди которых опытному инженеру не трудно подобрать замену. Деталь или узел может обладать иными характеристиками, но при этом не влиять на принципиальную схему машины и ее работоспособность.
Выражение “оригинальная запчасть” для опытного инженера, это всего лишь деталь произведенная под общей с машиной маркой. Без каких либо магических свойств, часто приписываемых продавцами при обсуждении заявки.
Альтернатива лучше оригинала?
Давайте разберемся в причинах появления альтернативных запчастей. Выделим пять основных причин:- Снята с производства;
- Длительный срок поставки;
- Низкая надежность;
- Улучшение эксплуатационных свойств;
- Высокая стоимость.
Обратите внимание, в списке нет ни одной причины, которая бы ухудшала технику или вредила собственнику.
Цель появления альтернативной запчасти – решение проблем эксплуатирующей организации.
Например, компания “Чебо” ремонтируя ходовую часть бульдозера, часто производит замену биметаллических стальных втулок на бронзовые. Замена втулок на бронзовые приводит к увеличению срока службы катков и колес в ходовой системе. Или на 5 тонном погрузчике китайского производства, вместо оригинала был установлен российский дизель ЯМЗ-238, что удешевило ремонтные работы и не изменило производительность машины.
Может ли альтернатива быть хуже оригинала? Может! С инженерной точки зрения, насос меньшей мощности может оказаться удовлетворительной заменой, если меньшая мощность не влияет на требуемые эксплуатационные характеристики. Получается, что альтернатива может быть хуже, но приемлема, если последствия очевидны. Встречается, что материал предполагаемой альтернативной детали не соответствует условиям эксплуатации. За счет этого запасная часть оказывается существенно дешевле. А ведь это только означает, что нужно знать условия и последствия. Разбираются в этом инженеры, ответственные производители, а не маркетологи с их “оригинальными” запчастями.
Альтернатива – это движение вперед, поэтому она часто становится лучшим выбором или приемлемым компромиссом, но альтернатива не может быть идентична.
Игры маркетологов
Производителям промышленных машин и автомобилей нужна прибыль, и часто бизнес-модель заводов включает доход от продажи запасных частей. Что для заводов важнее: зарабатывать выпуском техники или запчастей к ней? Этот вопрос можно задать каждому производителю, но система дистрибуции запчастей работает хорошо. Представьте, что на прилавке лежит два одинаково спелых яблока, а любезный продавец советует нам купить третье – “оригинальное”, за это просит больше заплатить, больше ждать, а машинам стоять!
Некоторым “оригинальным” запчастям сложно найти альтернативу, а иногда невозможно, но в эпоху унификации, таких запчастей все меньше и меньше.
Безответственный контрафакт
Имея некоторый набор станков для механообработки, можно делать простые запчасти в гараже. Вроде бы ничего плохого. Но все отдано на откуп специалисту, работающему на этом оборудовании и наличию финансового обеспечения для покупки необходимых материалов.
Любое производство без технологии, является кустарным, а товар произведенный на нем, под видом серийного бренда – контрафактом.
Часто, под видом новых запасных частей предлагаются восстановленные с малым остаточным ресурсом.
Можно ли покупать такие запчасти? Наш ответ – можно, если вас заранее предупредили, что деталь “кустарная” или “восстановленная” и вы готовы к этому. О реальном исполнении гарантийных обязательств тут конечно речи не идет.
Завод Чебо – рабочая альтернатива
Выражение “Альтернативная запасная часть” не распространено в России. В быту употребляют слово “взаимозаменяемая запчасть”, но это ни одно и то же. В Чувашии работает завод "Чебо”, который с момента основания занимается проблемами эксплуатации промышленной техники. В процессе решения этих проблем было разработано более 1500 альтернативных запчастей и налажено их мелкосерийное производство.
К нам обращаются, когда не находят помощи у “официалов”, когда хотят уважения и адекватной скорости, когда попросту не могут найти необходимую деталь для замены. Да-да, мы не отворачиваемся от срочных заказов, понимая какая это боль, когда техника простаивает.
Мы хотим, чтобы вы видели в нас помощников в непростой ситуации. Ждем ваших обращений.
Следующая статья из серии “Альтернативные запчасти” будет посвящена опыту эксплуатации.